В других городах называли места, куда помещали и содержали брошенных детей и сирот, «Стол Святого духа» и эти приюты появились уже в 12,13 веках.
В Брюгге сохранились документы только за период 1400-1600 и 1600-1791 годов.
Главным документом о средневековом статусе найденыша (1400-1600) является соглашение, подписанное в мае 1596 года между городом Брюгге и новым содержателем городского Дулхёйза (приюта).
«Это первый прописанный на бумаге свод правил, которые действовали негласно уже десятилетиями» – пишет Дж.Гелдхоф в книге «Поломники, члены приютов и найденыши в Брюгге» (Брюгге, 1975).
Душевно больные и найдёныши жили вместе в Дулхёйзе, в Брюгге. Это подтверждается записями в городских счетах в период 1401-1402 г.г. (f° 121, nr. 3). Там мы читаем, что их вместе возили на повозке по городу, собирать милостыню.
Правила ухода и содержания найденышей (подкидышей) зафиксированны в контракте между городом Брюгге и господином Винтапором. Он был назначен консьержем (содержателем) приюта Дулхёйза Святого Хуберта на улице Бувери в Брюгге. Найдёныши были описаны, как «дети, покинутые как отцом, так и матерью» и могли быть приняты на содержание в этот дом.
Следить и «ухаживать» за детьми было обязанностью жены консьержа или особы, имеющей навык воспитывать детей.
Приемыши (так же, как и сумашедшие) получали ежегодно от города новый «костюм», чтобы прошагать в нем на процессии Святой крови Христа. Кстати, это шествие в Брюгге проходит ежегодно и в наше время.
После слияния приютов Святого Хуберта и Святого Юлиана в 1600 г. сумашедшие были переселены на противоположенную сторону улицы, где и содержались. С 1600 года найденыши распределялись между жителями Брюгге.
Эти правила диктовались финансовыми условиями. Раздавать беспризорных горожанам было выгодней, чем держать их в приютах, как это делали в других городах.
Даже были установлены определенные правила, чтобы уменьшить возможное злоупотребления детьми:
– Найденыши могут быть помещены к горожанину, только по разрешению делопроизводителя городского суда. Он назначал месячную сумму алиментов на ребенка.
– Хозяин приюта Святого Юлиана обязан каждые 14 дней приносить алименты на дом к приемным родителям.
– Все найденыши должны пройти ежегодный «контроль». Между 1600 и 1760 годами это происходило в день Страстной пятницы, с 1761 года в день Вознесения господня.
– Деньги на содержание выдавались из фонда для бедных, специально для этой цели созданного городом Брюгге.
Брали детей в основном вдовы, которые таким образом улучшали свое материальное состояние, и городу не приходилось им помогать. В 1609 году, например, воспитывала женщина Беткин, вдова Генриха ван Тетегема, 9 приемных детей. Это были девочки от 5 до 10 лет.
С 1600 года приют Святого Юлиана не принимает больше детей на воспитание , но занимается администацией, распределением беспризорных и контролем за детьми, взятыми «в семью».
Смертность подкидышей и беспризорных была очень высокой. Для младенцев до 6 месяцев выжить было пости невозможно. Процент смертности был около 21 (100 из 463 зарегестрированных подкидышей).
Чтобы шанс выжить был больше, во многих городах устанавливали в специальном месте люльку для подкидышей. Человек мог безнаказно и анонимно положить туда дитё. К люльке был прикреплен колокольчик. Это давало возможность консьержу немедленно забрать ребёнка.
В Антверпене такое место работало с 1812 по 1860 год. Сейчас эта традиция возобновилась. На днях в Антверпене положили туда мальчика. За последние несколько лет, с тех пор как в Антверпене опять появился этот «контейнер», уже подкинули 9 грудничков.
Но в Брюгге такой люльки никогда не устанавливали. Их оставляли в основном у приютов.
Такое количество беспризорных детей говорит о бедности в те времена. Сейчас дела обстоят немного лучше…
Ирина Дынова, ваш гид по Брюгге